Wednesday, October 22, 2008

СамКа на нашей шее



Рахат Алиев

На негативные новости с мировых рынков наш президент отреагировал быстро и решительно: во-первых, объявил об уголовной ответственности за распространение „провокационных слухов“, во-вторых, объединил государственные холдинги Самрук и Казына в супер-пупер-мега-холдинг СамрукКазына.

Уголовная ответственность за паникерство вводится, кажется, впервые со времен гражданской войны. Что красноречиво показывает, каково реальное положение дел в назарбаевском Казахстане, который якобы обходят стороной все кризисы и прочие беды этого мира. И какие настроения царят в его правящей верхушке.

Что же касается супер-пупер-мега-холдинга „СамрукКазына“, который, видимо, следует сокращенно именовать „СамКа“ – тут дело еще серьезнее. Не успел я написать в своем Живом Журнале, что идея перекачать в это гипертрофированное новообразование пять миллиардов долларов означает, если называть все своими именами, не капитализацию, а хищение общенародных средств в особо крупном размере – как последовала быстрая и решительная реакция: LiveJournal закрыли. Разумеется, объявив всему миру, что никто его не закрывал, у него просто технические проблемы.

Традиционно под капитализацией подразумевается привлечение средств путем распространения акций среди потенциальных инвесторов. Президент Назарбаев, распоряжаясь Нефтяным фондом как собственным кошельком, планирует нечто прямо противоположное: вместо привлечения внешнего инвестиционного капитала накачать лопнувший пузырь казахстанской экономики казахстанскими же деньгами. В масштабах национальной экономики это бы выглядело простым перекладыванием из одного кармана в другой – но в нашем случае нужно учитывать, что конечной целью этих манипуляций является карман нашего пожизненного президента.

Пять миллиардов на капитализацию „СамКи“ - это не антикиризисные меры. Это борьба за то, чтобы родственники Назарбаева, его управделами и его зиц-председатели бухарско-корейского и проч. происхождения не вылетели из славного журнала Forbes. Для этого благородного дела никаких денег не жалко. Тем более из нефтяного фонда.

Здесь, правда, возникает вопрос, отчего бы не перекачать деньги будущих поколений в Самрук и Казыну порознь, не сливая их в СамрукКазыну? Категориями экономической логики тут оперировать невозможно, но, неплохо зная моего б. тестя, могу предположить, что для разъяснения этой загадки следует обратиться к логике не экономической, а бюрократической. И тогда все становится ясно как божий день.

Дело в том, что Назарбаеву понадобилось срочно задвинуть в тень одного своего засветившегося соучастника. Бывший лидер болгарского комсомола, а ныне могущественный вашингтонский лоббист Александр Мирчев попал в зону повышенного внимания американской юстиции, и есть все основания полагать, что кончится этот интерес для товарища Мирчева очень нехорошо. Один из главный героев моей книги, Мирчев играет в экономике Казахстана такую роль, которая не снилась даже премьер-министру: все эти слияния и поглощения, продажи и выкупы и прочие непонятные стороннему наблюдателю „движения“ происходят в полном соответствии с разработанной им комплексной программой.

До прошлой недели этот деятель занимал по совместительству кресло председателя совета директоров холдинга Казына. Но расследование в США идет таким образом, что фигуранта
расследования нужно срочно уводить в тень с публичной позиции. За другим бывшим председателем совета директоров - на этот раз холдинга Самрук – Ричардом Эвансом также тянется шлейф скандалов с явным коррупционным оттенком. И его тоже нужно уводить в тень.

Эту задачу Назабаев и решил хорошо известным ему путем: слил два холдинга в один суперхолдинг, а бывших председателей превратил в членов совета директоров. Что, впрочем, не означает понижения в должности и потери влияния. В Ак Орде официальная позиция вовсе не обязательно отражает реальный статус занимающего ее персонажа, и все мы хорошо слышали, как, например, премьер лебезит перед шефом госбезопасности, а заслуженный пенсионер отдает распоряжения министрам.

До приватизации суперхолдинга СамКа еще далеко, так что за за господ Эванса и Мирчева можно пока не беспокоиться.