Thursday, October 30, 2008

Казахстанская коррупция

Что это - стихийный инструмент перераспределения доходов или угроза государственному суверенитету?


«Нет, глупое животное, разве бывает денежек много?»
Советский мультфильм «Золотая антилопа»


Пристрастный
наблюдатель

В назарбаевском Казахстане, в котором с завидным постоянством в той или иной форме громогласно декларируется очередная пятилетка, двухлетка, месячник борьбы с коррупцией, а то и вовсе грозят ей 10-ю «сокрушительными ударами», последняя по-прежнему растет и процветает махровым цветом.

Но сейчас мне хотелось бы сказать вам следующее – уродливая неизбежность нашего существования состоит в том, что в классической ситуации начала гниения рыбы с головы тотальная коррупция в Казахстане стала одной из основных систем реального и порой более справедливого перераспределения денежных средств. Не спешите с обвинениями. Я поясню свою точку зрения.

Если посмотреть на заработную плату, которую получают наши бюджетники, то становится ясно, что на такие средства человек, обремененный семьей и детьми, выжить не может. Основной объем существующей в Казахстане коррупции не в абсолютном, а в относительном исчислении – это распределение денег среди учителей, врачей, милиционеров, чиновников. При этом общество в принципе признает несправедливость мизерной официальной оплаты за их труд и смиряется с тем, что их деятельность надо доплачивать. Как? С помощью взяток и «откатов». Вот ведь ситуация – все поголовно понимают, что на такую зарплату жить нельзя. Поэтому, несмотря на все громогласные антикоррупционные кампанейщины, все недостающее для более или менее пристойной жизни этими категориями трудящихся доворовывается или додается.

Ведь любые повышения заработной платы немедленно сжираются инфляцией, любые попытки привязок существующих тарификаций и сеток к реальной жизни не работают, поскольку вопрос о социальной несправедливости и вопиющего имущественного расслоения этими жалкими попытками никоим образом не решается. Более того, я скажу вам, достопочтенные читатели, что если вдруг сегодня в Казахстане исчезнет коррупция – страна умрет.

Поэтому, собственно говоря, разбить коррупционную систему одними призывами и взываниями к гражданской совести, особенно, когда они слетают с уст наших поголовно! нечистых на руку правителей, невозможно по определению. Бывшие товарищи члены КПСС Назарбаев, Абыкаев, Саудабаев, etc. еще прекрасно помнят, что в советское время номенклатура работала несколько по-иному и была не столько коррупция, сколько четко ранжированная система распределения, осуществлявшаяся самим государством для представителей партхозактива за счет низких цен в спецстоловых и столах заказов, продовольственных пайков, содержащих вожделенный «дефицит» к праздникам.

А в сегодняшнем Казахстане советские по сути узаконенные и регламентированные привилегии и дотационную систему льгот уязвимым слоям населения сменила анархическая система повседневной и вездесущей коррупции – сверху донизу. Коррупция в Казахстане, если посмотреть внимательно, практически системообразующий элемент. Поэтому нет ничего глупее, чем декларируемые планы борьбы с коррупцией. Поскольку, чем больше с ней борются, тем все более махровым цветом она расцветает. Почему? Да потому что одним и тем же словом мы называем разные явления. Первое из них – это коррупция как механизм более справедливого распределения доходов в государстве, о котором мы говорили выше. Можно возмущаться, негодовать, кивать на восточный менталитет и т.д., но если наши бюджетники повсеместно взимают и получают взятки, чтобы не только выживать, но и жить, то значит, наш народ готов платить эти деньги, а государство делает вид, что этого не видит. У нас вполне укоренилось убеждение в том, что хорошего врача, милиционера, педагога народ всегда прокормит, если государство держит их впроголодь. Но ведь кормятся-то не только «хорошие». Тем самым наши власть имущие поощряют и культивируют столь порочную и внутренне неустойчивую систему.

Но эта та коррупция, о которой люди в основном ворчат с той или иной степенью громкости. Это по сути дела повседневный быт. А вот та коррупция, в рамках которой речь идет о преступной продаже недр и природных ресурсов страны, о чудовищной долговой яме Казахстана, внешний долг которого сейчас уже даже превышает ВВП страны, об отнятых бизнесах и многомиллионных суммах взяток самому президенту, его ближайшему и отдаленному окружению, его многочисленным родственникам и его карманной партии, то тут уже речь идет об угрозе экономической безопасности и потери государственного суверенитета. Если президент страны уже много лет является фигурантом международного коррупционного расследования, если экономику страны приватизировала не просто компрадорская, а абсолютно антинациональная и антинародная клика людей с разноцветными иноземными паспортами, то ни о какой независимости Казахстана речи быть не может. Поэтому и корни нашей пресловутой «многовекторности» произрастают именно отсюда. Когда у международных контрагентов Назарбаева убойный коррупционный компромат на него в аккуратных папочках, то тут уж будешь вести себя не так, как нужно для твоей страны, а так, как прикажут.

О чем говорить, если наш президент в периоды очередных обострений коррупционных слушаний против него боится и нос высунуть из страны из-за угрозы ареста (случившееся с П.Лазаренко, П.Бородиным или Е.Адамовым) его как-то не вдохновляют. Вот и посылает он вместо себя в Нью-Йорк на Генассамблею ООН или в Давос на экономический форум Токаева или Тажина.

Может быть, вы думаете, что борьба с коррупцией – причем, не просто ее обличение и бичевание, а принятие пакета реальных мер в правоохранительной, налоговой и социальной сфере - это вопрос политической оппозиции Казахстана? Возможно. Но оппозиция у нас не менее, а еще более коррумпирована и развращена, чем власть. Отсюда ждать каких-то реальных перемен не приходится. У нас оппозиция не борется за власть, как любая настоящая, а не опереточная оппозиция, а «выстраивает отношения» с этой властью, чтобы и дальше с материальным комфортом и мировой скорбью от несовершенства мира болтать обо всем и не отвечать ни за что. Разумеется, как мы за последнее время неоднократно убеждались, читая и слушая различную информацию, отношения эти чисто патронально-клиентские, заискивающие – со стороны оппозиции, и презрительные - «через губу» - со стороны чиновных кураторов.

Словом, в обозримом будущем на поле борьбы с коррупцией в Казахстане – куда ни кинь – везде клин, поскольку уродливость нашей ситуации в том, что никто реально противостоять этому необоримому явлению не только не может, но и не хочет.
Вот так и живем.