Tuesday, October 14, 2008

Тихая война

Cломанный нос, попытка похищения прямо на улице: в то время, как президент Австрии Хайнц Фишер готовился к первому государственному визиту в Казахстан, наемные убийцы открыли охоту на мятежников, отошедших от режима Назарбаева, и делают они это по заказу режима.

Когда Лидия Е. в баре венского Грандотеля влюбилась в Альнура Мусаева, она и не предполагала, какому риску она себя подвергает. Мусаев, на 10 лет старше ее, невысокий господин с азиатскими чертами лица, не рассказывал много о себе и о том, чем он занимается, но у него были деньги, стиль и шарм. 

О его секрете Лидия ничего не знала. По крайней мере до тех пор, пока 22 сентября в 8.50 утра не закричала от боли и страха, сидя в авто Альнура Мусаева, съежившись и со сломанным носом. Сидящий рядом с нею Мусаев склонил голову под пистолетом. Незнакомец приставил к его голове дуло и рявкнул что-то на русском. Позже Лидия узнала, что именно он сказал: «Ты знаешь, почему это происходит».

Не знала она только одного – ни почему в это утро в центре Вены, прямо напротив земельного суда, внезапно кто-то резко открыл дверь машины и ударил ее в лицо.
Также не знала она, что Альнур - экс-шеф одиозной казахской секретной службы КНБ, многие месяцы в бегах от режима, которому раньше служил. И уж абсолютно никакого понятия не имела Лидия о том, что Альнур - самое близкое доверенное лицо человека, являющегося государственным преступником номер 1 в Казахстане, а именно Рахата Алиева, бывшего зятя авторитарного президента Нурсултана Назарбаева. В 2007 году Алиев впал в немилость у президента и скрывается в Австрии. Местное правосудие отказалось экстрадировать в Казахстан Алиева и его людей. С этого момента мятежников, разошедшихся с режимом, преследуют наемные убийцы.

В эпицентре этой охоты, которая развернулась на глазах у всех, и оказалась Лидия Е. Этот инцидент на венской улице Ландесгерихтштрассе - один из многих других подтверждаемых официальными документами и произошедших в последние недели в связи с Алиевым. Журнал «Профиль» предлагает вниманию читателей полицейские протоколы, согласно которым с середины этого года было совершено по крайней мере три попытки выкрасть сопровождающих Алиева людей из Австрии .
«Президент Назарбаев дал задание секретной службе и криминальным организациям уничтожить меня, - говорит Алиев. - Мне рассказали, что за мою голову назначена награда в 10 миллионов долларов».

Арест. «Чепуха!» - восклицает адвокат Рихард Сойер, который вместе со своим коллегой Вольфганом Моринером представляет в Австрии казахское министерство юстици. «То, что Казахстан вовлечен в это нападение, я абсолютно исключаю. Посольство этой страны было шокировано и также стремится выяснить, что произошло».

Факты таковы. Вскоре после нападения на Мусаева и его подругу в Вене был арестован немецкий гражданин, который ранее работал на Штази. Прокуратура ведет против него следствие по 103-й статье Уголовного кодекса. Статья эта гласит: «Человек, передавший другого человека без его согласия и с применением силы иностранным властям, должен быть наказан тюремным сроком от 10 до 20 лет». А подозрение относительно того, что Мусаева собирались выкрасть и насильно вывезти в Казахстан, очень серьезно. Более ясно в австрийских органах правосудия пока никто не хочет высказываться : слишком уж щепетильное это дело.

Можно сказать и так. В то время как в Вене машут кулаками, главы Казахстана и Австрии готовились к дружественному рукопожатию. В минувший уик-энд Хайнц Фишер поехал к своему коллеге Нурсултану Назарбаеву вместо со свитой из представителей экономической элиты Австрии. И было бы удивительно, если бы вместе с вопросами поставки газа, проектами по туризму и другими бизнес-вопросами не зашел бы разговор и о деле Алиева.

Для Австрии это дело началось полтора года назад, как раз в президентство Фишера. 27 марта 2007 Рахат Алиев передал президенту в Хофбурге вверительные грамоты посла Казахстана в Австрии. К тому времени было неизвестно, что эта странное возвращение в Австрию связано с серьезными обвинениями, которые выдвинуты против дипломата на его родине. Алиеву, женатому на старшей дочери президента Дариге Назарбаевой и быстро добившемуся власти и денег, вменяется похищение двух банкиров, которые стояли у него на пути.

В тот момент ему, бывшему заместителю начальника секретной службы, добившемуся своего восхождения жесткими методами, доверяют всецело. Тем не менее, ясно, что обвинения никогда не прозвучали бы открыто без согласия главы государства. Связаны ли эти обвинения с тем, что даже по казахским меркам Алиев далеко зашел в погоне за большими деньгами? Или он виноват в том, что открыто заявил о своем желании стать преемником Назарбаева? Вначале казалось, что Алиев еще не окончательно впал в немилось. То, что он был выслан в качестве посла в Австрию, значило лишь, что его хотели снять с ключевого поста. К тому же, казахстанское правосудие вначале долгие месяцы расследовало исчезновение банкиров и не выдвигало никаких обвинений против Алиева.

Арест. Затем события понеслись со страшной скоростью. В середине мая Алиев вдруг официально назван подозреваемым, вскоре после этого Нурсултан Назарбаев вносит поправку в Конституцию и таким образом становится пожизненным президентом. Алиев протестует. Несколькими днями позже его снимают с поста посла, выпускают международный ордер на его арест и требуют его экстрадиции. Алиев, хорошо знакомый с методами казахской секретной службы, делает все, чтобы его не выслали домой. «Если это произойдет, моя жизнь окажется в опасности», - говорит он в июне 2007 году в интервью «Профилю».
Чуть позже его все-таки возьмут под стражу в Вене, а на родине без его ведома и против его воли разведут с дочерью президента.

Кажется, все идет по плану для Казахстана - до момента, пока австрийская юстиция отказывает в выдаче Алиева и при этом выпускает его под залог. Основание – отсутствие гарантий, что его ждет справедливое расследование и рассмотрение дела в суде. Последующие попытки Назарбаева схватить «отщепенца» легальными методами провалились. Алиеву разрешено остаться в Австрии и исчезнуть. Из страха, как он говорит.

Место парковки на границе, начало прошедшей недели - сперва из машины выходят телохранители, здоровенные парни в парках-плащах, которые подозрительно осматриваются. Короткий кивок в сторону машины, затем дверь открывает Рахат Алиев и прищуривает глаза от солнца. Уже год он не остается на одном и том же месте больше двух дней. Как говорит мультимиллионер, «это цена, которую я плачу за свою свободу».

Прекрасная вилла на краю венского леса в Хитцинге пустует месяцы, его штаб переведен в другое место - примерно с начала декабря 2007 года, когда у двери оказались два господина с наилучшими пожеланиями от президента Назарбаева и с рекомендацией немедленно выехать на «нейтральную землю» и начать переговоры. До сегодняшнего дня Алиев отрицает любую связь с исчезновением банкиров. В то же время казахская юстиция в его отсутствие проводит все новые судебные заседания и процессы, на которых его осуждают заочно.

В январе этого года Алиев и более 20 человек были приговорены к 20 годам тюрьмы за создание мафиозной группировки. В марте Алиева приговорили за подготовку к государственному перевороту еще к 20 годам заключения, кстати, совместно с бывшим шефом секретной службы Мусаевым, который в мае 2007 года бежал в Австрию и недавно был аттакован на улице Ландесгерихтштрассе. Адвокату Алиева Вольфгангу Брандштеттеру и без того хватало аргументов в защиту своего клиента. В то же время в Казахстане завели новый процесс против бывшего зятя. На этот раз его обвиняют в создании преступной группировки, отмывании денег, продаже оружия, которые Алиев резко отрицает. Его бывший адвокат в Казахстане арестована и в итоге согласилась давать показания против своего бывшего клиента. Сейчас свидетельницу охраняют круглые сутки.

Но и Алиев не сидит без дела. В Интернете он публикует записи телефонных разговоров высокопоставленных чиновников государства вплоть до президента, которые вскрывают факты взяточничества и коррупции. Казахстан реагирует быстро: он закрывает сайты.
В ответ на это Алиев заявляет, что готов выступить в качестве свидетеля на процессе по делу Казахгейт – одном из самых щекотливых расследований, которое проходит сейчас в США. Главный подозреваемый, президент Назарбаев и один из его министров получили взятки в размере 78 миллионов долларов от нефтяных американских компаний. Кроме того, Алиев пишет книгу – как инсайдер, про своего бывшего тестя, которая сорвет покровы со всех тайн. Книга называется «Крестный тесть». Хотя она еще не опубликована, в Казахстане была запущена фальшивка – книга под таким же названием, но с содержанием, которое должно было дискредитировать Алиева.

Параллельно в Австрии происходят опасные инциденты с работниками Алиева. Еще в июле бывшего шефа службы безопасности Мусаева в Вене преследовал неизвестный и пытался заставить его сесть в машину с тонированными стеклами. То же самое произошло и с другим человеком из окружения Алиева, та попытка была предпринята большим количеством неизвестных, они старались вскрыть машину, в которой сидела семья этого человека. Этот инцидент в начале сентября наделал шуму и привел к вмешательству полиции в 22-м районе Вены.

Драка. Кульминационной точкой стала драка на улице Ландесгерихт в прошедший понедельник. Не прошло и 24 часов, как казахская секретная служба КНБ дала разъяснение на своем сайте: ситуация вокруг группы Алиева для КНБ осталась в прошлом. «Выдумки о преступлениях –похищении и пытках, не имеют под собой никаких оснований».
Рихард Сойер отказывается верить, что Казахстан способен применять такие методы, чтобы схватиь Алиева и его работников. «Я полагаю, что эти господа имеют врагов в частной сфере, я также не исключаю инсценирования этими господами подобных инцидентов. Все-таки, судя по окончательному расследованию в Казахстане, у Алиева есть некоторый опыт в похищениях» - говорит юридический представитель казахского министерства юстиции.

Сойер уже как год хочет добиться, чтобы обвинения против Алиева были рассмотрены австрийским судом. «Если никакой экстрадиции не произойдет, по крайней мере должны быть проведены слушания здесь, у нас, - говорит он. - Казахстан прикладывает усилия, поддерживая идею проведения подобных слушаний. Но в Вене мы сталкиваемся с очень неактивной юстицией». В последнюю неделю адвокат внес в земельный суд Вены по уголовным делам ходатайство против ответственного за это дело прокурора, который «не провел в течение года ни одного расследования».

Казахстан - «новая республика со всеми вытекающими отсюда проблемами» - говорит Сойер. Но страна стоит на правильном пути, и это видно по качеству предоставленных доказательств по делу, которые очень серьезны, по европейским стандартам. Адвокат Алиева Вольфганг Брандштеттер, естественно, придерживается иного мнения. «Казахстан даже не подписал Европейскую Конвенцию по правам человека», - возражает он. Все это время, Алиев мечтает, что Назарбаев добровольно освободит пост президента – и при этом знает, что вряд ли это когда-нибудь произойдет. Только недавно 68-летний Президент объявил, что будет работать до тех пор, «пока народ во мне нуждается». А это значит вечно.

Profil, октябрь 2008 г.