Friday, November 21, 2008

Сам сказал, сам понял, что сказал?



Пристрастный
наблюдатель

«Бриан – это голова, ему палец в рот не клади», - заявил один из пикейных жилетов.
И.Ильф, Е.Петров «Золотой теленок»


Не перестает смешить публику экс-Генпрокурор и экс-председатель Мажилиса, ныне вынужденный обретаться на тощей ниве казахстанской оппозиции - господин Туякбай. В последний пяток дней он успел дважды показать себя с самой дивной стороны.
Во-первых, этот герой одной из недавних «прослушек», после обнародования которой с беспощадной наглядностью проявилось, что оппозиционер-то наш, как говорится, «с душком», решил дополнительно на это прореагировать. Разумеется, из знающих людей и раньше никто не обольщался на его счет, но наша доверчивая и простодушная публика порой даже принимала за чистую монету прокурорско-угрюмый вид Жармахана Айтбаевича и даже с серьезным видом внимала порой, что он там чревовещал и (продолжает чревовещать) на сборищах своей выморочной партии.
Но ведь тут вдруг косметические поправки в законодательство внесены с благословения нашего Гаранта, которому все-таки хочется иметь имидж просвещенного правителя, буквально либерала - за пределами своего отечества. А однопалатный парламент как-то не комильфо. Вот, как говорил незабвенный шут Шико,- «и зашевелились сарацины», поскольку забрезжила какая-то голубая, неясная, но оттого еще более упоительная перспектива нашему выморочному оппозиционэру Туякбаю въехать в Мажилис на белом коне поправок в «Закон о выборах», перейдя на привычный и солидный статус парламентария из беспокойного стана новоявленных детей лейтенанта Шмидта а –ля Бутя и Ко.
Словом, засуетился Жармахан -- Общественный парламент Казахстана «Халык кенеси», возглавляемый сейчас нашим экс-Генпрокуром обратился с предложением к Генпрокурору действующему – г-ну Тусупбекову – довериться американскому послу на предмет оценки правомерности, демократичности, соответствия культурному просвещенному Западу в лице его флагмана - США публикаций в прессе записей телефонных разговоров (см. здесь). Даже недоброй памяти «Уотрегейт» приплел – нет, чтобы как говорится, более насущным – «Казахгейтом» или расследовании против казначея Назарбаева А.Миртчева -озаботиться. А ведь в последнем случае была незаконная прослушка телефонов американцев нанятыми лоббистами нашего Гаранта.
Почему бы бывшему суровому законнику из надзирающего органа не обратиться к бывшим собратьям в Генпрокуратуре с запросом о проведении экспертизы обнародованных в течение уже почти года прослушек, почему бы не потребовать уже в своем нынешнем оппозиционном качестве провести парламентское расследование вскрывшихся фактов (кураторство органами и АП оппозиции, рэкет г-на Назарбаева в пользу офисного здания лучезарного Нур-Отана, странные жалобы министра Мухамеджанова и т.д.)?
Но поражает даже не это. С учетом открывшихся обстоятельств – налаженной связи на предмет получения г-ом Туякбаем инструкций от г-д Дутбаева и Джаксыбекова по организации тайных бдений с президентом или финансирования лидера ОСДП– тот факт, что пламенный противник правящего режима и решительный демократ такие вещи предпочитает обходить молчанием и изображать бурную суррогатную деятельность, стреляя по воробьям, в общем-то, вполне понятен. Знает кошка, чье мясо съела.
Не только смешно, но и противно другое. Интересно, неужели никто из советников или консультантов г-на Туякбая не подсказал ему, что обращаться за оценкой внутренней проблемы страны к послу другой страны и апеллировать к этому мнению как к последней инстанции – это из раздела того, что «барин приехал, он нас рассудит». И таким образом поступает деятель, который претендует на какие-то позиции национального оппозиционного лидера.
Комичность и постыдность ситуации в нашей стране состоит в том, что как власть, так и «оппозиция» отчаянно нуждаются во внешней легитимации своего существования. Обе стороны нашего двуликого Януса отягощены неистребимым холопским недугом и глубоко (или не очень глубоко) запрятанным осознанием своей неполноценности, несамостоятельности и вторичности. Просто теперь кроме «руки Москвы» есть еще и «нога Вашингтона». Словом, недаром говорят, что простота порой хуже воровства.

Во-вторых, как мы говорили выше, г-н Туякбай умудрился за короткое время невыгодно засветиться дважды. В обществе к неудовольствию Нурсултана Абишевича и иже присных вызвали скандальный резонанс недавние документальные публикации Агентства независимых расследований касательно событий 1986 года в Алма-Ате.
Разумеется, мы внимательно прочитали интервью одного из бывших «декабристов» - К.Рахметова, данное им казахстанской редакции «Радио Свобода».
(текст интервью см. здесь )
Именно Ж.Туякбаев – молодой тогда прокурорский работник выступил государственным обвинителем на судебном процессе по делу Рахметова, который с крайним негодованием заявил, что недавно узнал о сотрудничестве теперешнего оппозиционера Туякбая с КНБ.
Но мое внимание не менее привлек другой отрывок этой публикации: «Спустя почти двадцать лет Жармахан Туякбай попросил прощения у Курмангазы Рахметова. «Ты же понимаешь, я не виноват. Виновата система, я всего лишь был винтиком в этой системе», - обьяснил он Рахметову в 2005 году, после того как объявил себя оппозиционным режиму политиком».
И это называется «попросил прощения», и это объясняется «я не виноват»? Если кто не читал протоколов Нюрнбергского процесса над нацистскими преступниками, я вам скажу, что коменданты концлагерей, гестаповцы и эсэсовцы использовали такие же оправдания. Они лишь «выполняли приказ». Последствия видели наши деды и родители. Так и Туякбай все прикидывается «винтиком» и перекладывает свои грехи на «систему». Честь – она либо есть, либо ее нет.
В общем, дорогие товарищи, с прискорбием следует констатировать, что Жармахан Туякбай – это не голова. Думаю, что ни один из нынешних казахстанских пикейных жилетов мне возражать не будет.